НАФТА

Пересмотр НАФТА: влияние на международную торговлю

Вступивший в должность 45-й президент США Д. Трампа однозначно   подтвердил свое намерение, высказываемое еще в ходе предвыборной кампании, пересмотреть или даже выйти из Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), указывая на его низкую эффективность для экономики США.  В мире с вниманием наблюдают за процессом переговров, так как изменения НАФТА могут оказать влияние на многих участников международной торговли, а не только США, Канады и Мексики.

В рамках НАФТА были решены задачи интеграции национального хозяйства Мексики с экономиками США и Канады, углубления производственной кооперации и повышения ее конкурентоспособности. За более чем два десятилетия функционирования этого соглашения товарооборот Мексики с Канадой увеличился в 7,7 раза, а объем торговли с США — в 4,6 раза. В 2016 г. экспорт Мексики в США достиг 303 млрд. долл., импорт составил 180 млрд долл., а поставки в Канаду превысили 25 млрд. долл., при том, что мексиканский импорт из этой страны не превысил 6 млрд. долл.  Внешнеэкономическая политика Мексики не просто была ориентирована на рынок США и Канады, она была подчинена требованиям и стандартам, в первую очередь, американского рынка. 

Выгоду от НАФТА получила не только Мексика, но и другие участники этого соглашения - США и Канада, для которых открыт мексиканский рынок. Более 6 млн. американцев работают в компаниях, связанных с торговлей с Мексикой, и более 20 млн. имеют отношения с Канадой. Почти 700 тыс. рабочих мест в Калифорнии и 500 тыс. в Техасе зависят от торговли с Мексикой. Предприятия Детройта экспортируют в Мексику продукцию на 11 млрд долл. в год. Многие американские ТНК развивают свою глобальную конкуренцию на основе использования промышленных мощностей, созданных в Мексике. Около 8 тыс. малых и средних предприятий ведут деятельность в пограничной зоне между США и Мексикой.  Мексика стала одним из крупнейших импортеров американской продукции. Только в период с января по октябрь 2016 года она закупила в США керосина на 7,7 млрд. долл., дизельного топлива – 3 млрд. долл., кукурузы – 2 млрд. долл., энергетического оборудования – 1,9 млрд. долл.

Наличие НАФТА не сняло все преграды и разногласия в торговле между этими соседними странами, так как в нем предусмотрены меры не только преференциального, но и ограничительного характера. Например, применяются квоты и ограничения на поставку в Мексику из США обуви и определенных видов текстильной продукции, а из Канады — замороженного мяса говядины.

В последние годы в развитии НАФТА отмечался застой: соглашение не менялось, ни дополнялось с момента его заключения, не были решены вопросы гармонизации внешнеторговых документов, передвижения товаров и свободы перемещения людей, сохранились преференциальные и ограничительные меры. Помимо этого, спустя более двух десятилетий существования соглашения, возникла острая необходимость учёта новых реалий и моментов, которые не имели существенного значения в период его подписания. Изменилась ситуация в мировой экономике, на энергетическом рынке, получили колоссальное развитие информационные технологии.

Тема актуализации НАФТА звучала в рамках встречи президентов США Барак Обамы, Мексики — Энрике Пеньи Ньето и премьер‑министр Канады Стивена Харпера в 2014 году в мексиканском городе Толука, на которой поднимался вопрос о повышении эффективности этого соглашения путём гармонизации стандартов, торговых норм, развития пограничного транзита и деятельности таможенных служб, стимулирования производственной интеграции.  Однако она осталась на уровне обсуждения.  

Несмотря наличие критики участия Мексики в НАФТА, роль этого соглашения в привлечении прямых иностранных инвестиций (с 1994 г. по 2016 г. в Мексику поступило около 470 млрд. долл.) и развитии мексиканской промышленности очевидна. Наиболее остро осознание значимости НАФТА для Мексики проявилось в мексиканском обществе в настоящее время, когда новый американский президент поставил вопрос о пересмотре этого соглашения. Изменения в этом соглашении могут привести к оттоку прямых иностранных инвестиций из Мексики, сокращению возможностей беспошлинного экспорта мексиканской продукции в США и возможности экономической рецессии.

Таким образом, причинами пересмотра НАФТА стали проявления разногласий между участниками и необходимость учета новых аспектов, таких как: влияние информационных технологий, сетевых операций, человеческого капитала, а также учет энергетической ситуации в регионе и тенденций в глобальной экономике. Решительность Д.Трампа лишь подтолкнула объективный процесс модернизации этого трехстороннего соглашения о свободной торговле.

Под влиянием политики США и противоречивых заявлений Д.Трампа первоначально рассматривались различные варианты вероятных сценариев:   

Первый -   возможность повышения таможенных пошлин и введение США «пограничного корректирующего налога» (Border Adjustment Tax), который касается специфических продуктов (скорее всего автомобилей).  Такая «налоговая атака на импорт», связана с проведением налоговой реформы в США, которая может отразятся на экономике не только Мексики, но и многих стран мира и вызовет ответную реакцию.   

Второй – денонсация НАФТА, может вызвать высокий уровень сопротивления со стороны американских и транснациональных инвесторов особенно заинтересованных в использовании благоприятных условий для размещения своих производств в Мексике. В тоже время, правительство Мексики не исключает возможность выхода из этого соглашения. Мексиканские лидеры заявляют, что их страна не согласится с ограничениями свободной торговли и останется в НАФТА, только если ей будет это выгодно.     

Третий – перезаключение НАФТА, предполагает пересмотр действующих и введение в это соглашение новых тем сотрудничества.

Вокруг переговорного процесса сохранялось напряженное состояние, подогреваемое звучащими из Вашингтона заявлениями о НАФТА. Нелегко согласовывались даты и повестка дня. Первоначально, проведение переговоров по НАФТА планировалось на май, затем на июнь, а реально переговорный процесс начался 16 августа 2017 г. Стороны признали необходимость провести переговоры ускоренными темпами и завершить их в начале 2018 года, до начала избирательной президентской кампании в Мексике. Первоначально составленный график переговоров разбит на 7 раундов: три пройдут в США, два в Канаде и два в Мексике. Однако после шестого раунда, прошедшего в Канаде, пришли к решению проводить и 8 и, в целом не спешить с завершением.  

Переговоры идут медленно. Прогресс в работе над текстом соглашения обозначен лишь по некоторым главам, таким как доступ на рынок, электронная торговля, телекоммуникационные услуги, деятельность малых и средних предприятий.

Несмотря на общие позитивные высказывания о ходе переговоров, американцы не показывают ни малейшей готовности уступать или предлагать что-либо в обмен на свои завышенные требования, которые способствовали бы снижению торгового дефицита США, стимулировали бы реальное производство и повысили бы занятость. Они продолжают настаивать на необходимости ужесточения «правил происхождения» продукции, прежде всего, автомобильной, которая не облагается пошлинами в рамках НАФТА. Однако, мексиканцы и канадцы выступают против закрепления четко установленной доли американских компонентов в каждом новом автомобиле.

Учитывая медленные темпы, многообразие различных тем и напряженный внешний фон переговоров, представляется довольно проблематичным их завершение к намеченному сроку.   Ближайшие месяцы предвещают довольно сложный период переговоров между странами-участниками НАФТА, который будет в центре внимания мировой общественности, так как новый текст этого соглашения может оказать влияние на всю международную торговлю в будущем.

Рекомендуем:

"Пересмотр NAFTA: угроза для Мексики."  Латинская Америка, 2017, № 3.